Конспект после 1-го дня занятия по методике "Прорыв" (пример от одного из учеников)

Переосмысление заикания

Учебные модули программы "Прорыв" и важность проработки индивидуальных ошибок в речи заикающегося

В учебной программе «Прорыв» всего 7 модулей, выполняющих задачи последовательного и планомерного понимания всех своих ошибок и способов для их решений. Уже на 1м занятии начинается интенсивная работа, как со стороны учителя, так и со стороны заикания. Помимо того, что мы начинаем подробно разбирать реальные причины речевых ступоров, мы сразу погружаемся в разбор индивидуальных ошибок, сознательно или бессознательно совершаемых конкретным заикающимся на протяжении многих лет. Да, конечно, за 1 урок мы не стремимся пройтись по всему списку, так как на это дело требуется больше времени (тут индивидуально, кому-то и 3х дней достаточно, а кому-то и 7ми бывает мало). Но ничего страшного в этом нет, учитывая то, что заикались вы с раннего детства на протяжении многих лет, и за это время успели закрепить в себе различные «костыли». Уже на первом занятии мы начинаем знакомиться с важными заданиями, позволяющие эффективно справляться с нашими выработанными ранее ошибками. Так же в большинстве случаев после каждого занятия ученик получает индивидуальное домашнее задание, в которое в том числе входит и написание конспекта по пройденному материалу. Информация из конспектов на следующем же занятии обрабатывается и подвергается разборам. Все ошибки фиксируются в отдельном документе, по каждому пункту вырабатывается стратегия по исправлению. Для более глубокого понимания характера проблемы иногда к делу мы прикладываем аудио и видео записи разговора заикающегося с другими людьми. 

Пример части конспекта одного из учеников после 1 го занятия (всего было 8)

  1. Причина фонации “ЭЭЭ”.

Как ты говорил, у меня как в русском, так и в английском языке очень сильно прослеживается звук ЭЭЭ. Это свойственно всем людям, к примеру, когда человек переключается на другую тему. У меня же оно звучит постоянно. Это следствие рассеянности моего внимания.

Я должен прислушаться к себе и понять зачем ЭЭЭкаю, понять, чем мне оно помогает.

Как выяснилось, я Точно начал Э-кать 7-8 лет назад, а может и больше. Особенно когда рассказываю что-то длинное – историю, событие. В последние месяцы я сам уже начал замечать, что часто, чтобы что-то произнести или ответить на вопрос, я сначала делаю этот звук. Поэтому первая причина, по которой я это делаю – ЭЭЭ – это фундамент, на который мне легче нанизывать предложение или “тяжелое” слово.

Также Эканье у меня появляется, когда я не собрал все мысли в кучу, когда еще нет четко сформулированного предложения, но уже начал говорить.

2,3. Речевые ступора так же, как и ЭЭЭканье – это вредные привычки. Устранить их можно путем направления на них своего внимания. Мне нужно максимально обращать внимание на то, как я разговариваю. Благодаря направлению своего внимания, я буду избавляться от дефектов речи — поскольку внимание – это инструмент управления своими действиями и инструмент для наработки Новых, Правильных привычек.

  1. Про слова.

Слово – это набор двигательных мышечных стереотипов. Параллельно им подается голос. Пытаться выдавить слово мышцами – бесполезно. Иначе если бы в образовании слов, в большей степени, участвовали мышцы, то и на лице у человека было бы их намного больше.

Слова – это не картинки (как картинки я их и не воспринимаю). Это — Ощущения которые состоят из мышечной памяти и фонации.

Слова – цельные. Их нельзя дробить. К примеру, “сто двадцать” нужно воспринимать как единое слово. У меня с этим сейчас проблема, потому что я начал их рассоединять (мне кажется, это произошло 3 года назад), делать внезапные, ненужные паузы. Т.е. у меня часто происходит следующим образом: “Сто…краткое “ЭЭЭ”…двадцать”.

Сразу же после занятия пошел в обменник. Решил произнести “шесьтсот долларов” слитно, без использования каких-либо замен. Получилось.

  1. Обычно 5-6 слов формируются в так называемый информационный блок. Их мы должны произносить слитно. Дробить слова не надо, иначе совершаем информационную ошибку и происходит каша.

Полгода назад у меня появлялась идея, чтобы постоянно думать цельными предложениями и произносить все слитно, но я ее, к сожалению, не начал практиковать.

  1. Задание: выписать все лишнее, что относится к речи.

“А”. Почти любой вопрос я начинаю с “А”. Это помощь в разгонке. К примеру, вместо “Где ты находишься?” я произношу “А где ты находишься?”.

“Очень”. Кажется, это слово я употребляю всегда. В некоторых случаях из-за того, что оно начинается на гласный звук и таким образом дает мне фундамент для произношения следующего слова, которое начинается на согласную. А в некоторых случаях мог бы легко обойтись без него, но употребляю просто потому что привык. И из-за него часто меняется смысл. Т.е если на самом деле чего-то существует просто много, то я говорю, что очень много – т.е. это разница и она может быть значимой и привести к каким-то последствиям.

Решение: обращать внимание на употребление данного слова и произносить только тогда, когда это надо.

UPD: только что писал сообщение и заметил, что на автомате поставил это слово перед “много”. И это в ситуации, когда не надо было говорить. Это привычка.

“Слушай”, “Смотри”. Скорее всего, в большинстве случаев я их произношу не потому что хочу обратить внимание, а чтобы мне легче было начать произносить предложение. Мне даже нравится их произносить, потому что они как-то органично вписываются в речь.

Решение: Я бы либо их оставил, либо учился начинать предложение, просто не употребляя их – как обычный человек.

“Ну типа”. Употребляю в неформальной обстановке. Скорее всего “для связки слов”, как говорят. Уже намного реже. Могу обходиться без него.

Решение: просто убрать ничем не заменяя.

Следующие слова, до первого занятия, я считал словами-паразитами, но насколько я понял, их стоит отнести к Лишним словам:

“Блин”. Употребляется, когда испытывается чувство неудовлетворения, разочарования. Но иногда, кажется, я им злоупотребляю, используя как вводное слово.

Решение: поскольку слово употребляется только в неформальной обстановке, я бы его не менял и оставил для выражения чувства неудовлетворения. Но надо перестать использовать как вводное слово.

“Короче” – раньше сильно злоупотреблял, постоянно использовал как вводное слово, хотя оно там было неуместно. Сейчас произношу довольно редко, но посреди предложения. Скорее всего, для “связки слов”, в силу привычки.

Решение: употреблял бы время от времени только в дружественной обстановке. Или как вводное слово в тех случаях, когда это действительно уместно.

“Ё-моё”. Употребляю, когда испытываю чувство неудовлетворенности или для того, чтобы легче было произносить предложение (не уверен на 100%).

Решение: употребляю только в неформальной, дружественной обстановке. Я его оставил бы только для того, чтобы иногда выражать чувство неудовлетворенности. Во всех остальных случаях убрал бы.

“Понял”, “понял короче”, “короче понял” (употребляется не смысле, что мне что-то понятно или задается вопрос собеседнику. Просто вставляю это слово куда попало в предложение. Оно, скорее всего, никак не влияет на произношение соседних слов, и кажется, я легко смог бы без него обойтись). Просто подхватил и вошло в привычку.

Решение: ничем не заменять, но однозначно избавиться.

7, 8, 9. Слова-паразиты – это шаблоны, которые заменяют обычные слова. Т.е когда мозг, к примеру позабыл какое-то слово или словосочетание и он ленится его искать.

Если мы часто употребляем слова-паразиты, тогда наш мозг расслабляется и не думает. Оно ослабляет остроту нашего мышления. Расслабляют ее. К примеру, когда забыл какое-то слово и вместо него произнес слово-паразит. А мозг все это запоминает. И в следующий раз, в подсознании мозг будет понимать, что появилась лазейка, ему не надо больше напрягаться, ведь можно заменить словом-паразитом. Мышечная память также все это запомнит и тогда уже образуется привычка.

Исходя из вышеприведенного определения слова-паразита, у меня было одно такое словосочетание:

“Это самое”.

Я им очень сильно злоупотреблял 6-7 лет назад. Подставлял его вместо большого количества разных слов: как тех нескольких (на то время), которые мне было тяжело произносить, так и вместо простых слов и словосочетаний, которые мог бы с легкостью произносить. Я избавился от “Это самое” лет 5 назад, так как понял, что, употребляя его, я выгляжу крайне непрофессионально, возможно тупым. Вместо него начал подставлять правильные слова.

Так или иначе, я постоянно должен задавать себе вопрос: “Зачем я говорю то или иное слово или словосочетание”, так как практика показывает, что время от времени одни добавляются, другие исчезают.

  1. Важно очень сосредотачиваться на теме разговора. Это нужно для того, чтобы: 1) закрыть ощущение недосказанности. Я должен максимально концентрировать свое внимание на каждой теме разговора, чтобы в конце получить: 2) удовлетворение при ее завершении (“закрыть” тему разговора, как успешную сделку) и дальше переходить на другую. Что касается начала темы, нужно продумывать как ее начинать, т.е что именно я буду говорить. Это также поможет мне не ЭЭЭкать.

    Помощь в разгонке

    Смысловые костыли

    А (зачастую вначале предложения)

    Слушай (вначале)

    Смотри (вначале)

    Очень (посередине)

    Короче (вначале)

    Е-мое (вначале, посередине)

    Пожалуйста (недавно заметил, что слишком часто начал его употреблять — даже когда не нужно. Помогает)

     

    Это самое — устранено

     

    И чтобы подвести итог по “слушай”. Мне все-таки не кажется, что в моем случае это инструмент для привлечения внимания. Также, думаю, я его употребляю не чрезмерно. Синонимом здесь может быть употребляемый мной “смотри” или второй вариант, к чему я стремлюсь, — научиться говорить, не употребляя каких-либо слов для разгонки. Т.е либо не употреблять эти 2 слова вообще, либо употреблять по желанию.

    Задание: проследить наличие разных мышечных действий.

    1)      Очень сильно сжимаются губы, особенно когда произношу “ПР”. Но когда общаюсь вживую, я этого не показываю и сразу меняю слово.

    2)      Когда говорю по телефону, чтобы протолкнуть звуки типа “ПР” я аж резко наклоняюсь всем телом. Но это происходит очень редко.

    3)      Когда здороваюсь, часто киваю головой во время произношения. Иногда перед тем, как поздороваться смотрю на человека не отрывая взгляд.

    4)      3 года назад, мама мне говорила, что я временами делаю очень странное лицо, когда что-то рассказываю. И я тогда тоже замечал. Сейчас видимо этой привычки уже нет.

     

    11, 12, 13, 14. Мозг привыкает к определенным вещам вследствие чего формируются устойчивые связи (другими словами – это привычки). Их сложно разорвать.

    В данном случае они негативные — т.е. это вспомогательные слова, которые помогают избегать ступора, помощь путем использования ЭЭЭ, намеренные замены слов, дополнительные телодвижения.

    Нужно устранять и не оставлять себе этих лазеек иначе на подсознании мозг будет считать их ценными и постоянно прибегать к ним. Он не хочет напрягаться.

    Прежде всего мне стоит понять неразумность использования этих лазеек. Нужно осознать, что это все не за чем – это никак не помогает.

    В момент ступора тело рефлекторно может подсказывать, что делать, оно может предлагать нерациональные способы помочь, но у него нет мозга, оно “слепое”, поэтому то, что оно подсказывает – заблуждение и путь к ухудшению речи. К примеру, в этом году была ситуация, когда я первый раз за долгое время разговаривал на английском и, видимо из-за нервов начал задыхаться – насколько я понимаю, это следствие того, что мое тело, почувствовав признаки страха, начало пытаться мне помочь. Повторюсь, оно заблуждалось.

    В начале этого года, я силой начал проталкивать звук “ПР” сильно сжимая губы и напрягая все тело – это уже, в какой-то мере, успело стать привычкой. Часто бывает, когда я готовлюсь произнести слово “привет” у меня как будто буква П готовится заранее, висит на губах, тело напрягается. Также, часто, когда здороваюсь, смотрю в одну точку на человека или киваю головой во время произношения. Это нужно устранить, отсеять и использовать в речи только то, что к ней относиться.

    15, 16. Самокопирование ошибок и ощущений.

    Когда у меня начали возникать ступора, я слишком на них зациклился. Начал постоянно о них думать. Со временем, я стал просто бояться некоторых слов. Время от времени мозг начал находить слова с подобным звучанием, и я к ним начал применять те же неправильные действия, которые применял при произношении уже проблемных слов. Так появлялись новые ступорные слова. За последний год их количество очень резко увеличилось.

    Также ступорные слова возникают, когда, к примеру, получил негативное послевкусие после произношения слова. Соответственно, это слово копируется.

    Мне необходимо разорвать цепочку самокопирования этих ошибок и ощущений для того, чтобы не появлялись новые проблемные слова.

    1. Нужно работать с тем, чтобы психика не блокировала импульсы на проявления речи.

    18, 19, 20. Мы говорим на ощущениях. Речь — это ощущение. Важно слушать свои ощущения, свое тело, речевой аппарат. Не надо игнорировать неудобство, но и не нужно искать “удобные лазейки”.

    Люди говорят на удобстве. Если возникает проблема, они останавливаются и начинают говорить, как им удобно. Примеров таких очень много, это и использование “это самое” вместо трудных слов или для того, чтобы не подбирать нужные слова. Скорее всего, когда мне стало трудно выговорить “привет” я начал пользоваться словом “здоров” или просто кивать головой – потому что было удобнее, соответственно оно закрепилось. Мозгу теперь не за чем напрягаться.

    1. Гласные – это поток. На них накладываются согласные (пример – звуковой столб). Согласные не могут быть самостоятельными.
    2. Мышцы артикуляции созданы для координационной работы, а не для силовой как например бицепс или квадрицепс бедра. (Этот момент я почему-то упустил, но понимаю это как то, что не нужно делать лишних движений, не нужно дополнительно напрягать мышцы артикуляции, чтобы помочь себе при ступоре. Они не помогут, ведь они для этого не созданы. Поправь меня, если я неправильно понял).!!!!!!!!!!!!!!!!!
    3. Принцип сквозняка.

    Ты показывал пример, когда для того, чтобы произнести звук “П”, нужно просто легко сомкнуть губы и вытолкнуть эту букву при помощи воздуха. Самое главное – отсутствие лишней работы, а именно не нужно прикладывать никаких усилий. Также важно, чтобы язык, находился в правильном, естественном положении. Когда я пытаюсь выдавить ступорное слово на звук “П”, у меня, как правило сильно сжимаются губы и, скорее всего, язык упирается в зубы, что неестественно. После занятия, при разговорах я пытался максимально расслабить губы и язык, не делать никаких дополнительных движений, ощутить легкость, также говорил немного медленнее. И меня получалось лучше, чем обычно, мне кажется.

    … 

Эффективность понимания всех своих ошибок и способов их преодоления

В данной статье была опубликована лишь часть конспекта одного из учеников после завершения 1го занятия. В добавок к этому он получил личные задания по исправлению собственных ошибок на различных проблемных областях. Нам очень важно с самого начала начать прорабатывать индивидуальные ошибки конкретного заикающегося.

Если вы имеете сильную степень заикания и не готовы большому объёму работ для получения стабильно нормальной речи, — скорее всего нам с вами не по пути. С другой стороны, мы делаем всё возможное для того, чтобы даже самые сложные задачи в программе выполнялись максимально увлекательно и на эмоциональном подъёме. Сухие инструкции и рекомендации, — это не наш метод.